Какие изделия Вы хотели бы видеть в моей мастерской?


 

История русской глиняной игрушки

Лепка – это одно из самых древних видов искусства. Ещё Библия гласит, что первый человек был сотворён Богом из глины. Глина является вторичным продуктом земной коры, осадочной горной породой, которая образовалась в результате разрушения скальных пород в процессе выветривания.

Глина бывает красная, желтая, белая и голубая. На цвет глины влияют добавки других минералов. Я, в своей работе использую голубую глину.

И нет ничего удивительного в том, что история человечества оказалась тесно связана с этим природным материалом.

Как гласит предание, идея лепить различные ёмкости из глины пришла к человеку в тот момент, когда он обратил внимание на собственный след в сырой земле. Когда земля высохла, след остался. Таким образом, глина сначала использовалась для покрытия плетёных корзин, а потом и для изготовления самой первой посуды, которая лепилась таким образом: глину раскатывали в лепёшку и загибали края.

Технику обжига открыли также случайно: промокшая корзина была оставлена у огня для просушки, а в итоге обрела совершенно новые качества, которые позволили хранить в ней жидкость. Благодаря этому случаю, глину начали использовать в быту все чаще, изготавливая из неё сосуды для приготовления и хранения пищи. После изобретения гончарного круга глиняные сосуды обрели более аккуратные и красивые формы, а из цельных кусков глины лепили ритуальные статуэтки.

Изделия из глины обычно называют керамикой.

Игрушка - одно из ярких проявлений массовой культуры, глубоко жизненное и народное. Из поколения в поколение переходят традиции ремесла и искусства игрушки, передаются в народе представления о жизни, труде, красоте. Игрушка близка к фольклору, создаёт ощущение особенностей русского национального народного творчества.

Древнейшие глиняные игрушки, найденные археологами на территории нашей страны, относятся к эпохе бронзы, ко II тысячелетию до Рождества Христова. Это маленькие глиняные топорики, посуда, погремушки. Вероятно, это культовые предметы. Находили глиняную игрушку в раскопках X-XVII вв. (Москва, Рязань) - свистульки (кони, птицы, фигурки людей). Они вылеплены из глины, обожжены, иногда украшались росписью и глазурью.

Известно, что царский двор при Алексее Михайловиче закупал игрушки в "Москве на торгу". Игрушечное производство в XVII-XVIII вв. достигает большой высоты. Богатые семьи заказывали дорогие игрушки, их покупали и в царскую семью. В книге расходов императрицы Екатерины I за 1721г. указано: "Куплено в Москве на торгу разных игрушек государыне царевне Наталье Петровне и великому князю и княжне - три коровы, два коня, два оленя, четыре барана, две пары лебедей, два петуха, одну утку, при ней трое детей, город с солдатами. За всё заплачено 4 рубля 9 алтын две деньги".

В XVIII-XIX вв. производство глиняной игрушки достигло невиданного расцвета, главными покупателями были простые люди.

Хлудневская глиняная игрушка

Уникальный очаг народного творчества, типичное явление народной культуры - деревня Хлуднево Думиничского района Калужской области. Хлудневская игрушка - свидетельство неугасающей народной традиции, в основе которой лежит близость человека с природой. Кроме гончарного промысла здесь был и другой - женский, "бабий" промысел - изготовление глиняной игрушки. Местные глинистые почвы давали плохой урожай, и развитие побочного крестьянского промысла было необходимо. Этим промыслом и стало гончарное ремесло и изготовление игрушек. Мягкий, пластичный материал (глина) шёл не только на изготовление посуды. Во всех местностях, где занимались гончарным ремеслом, лепили небольшие погремушки (грематушки) фигурки- свистульки, Особенной любовью пользовались свистульки, которым можно было придать любой зрительный образ и к тому же использовать, как своеобразный музыкальный инструмент.

Игрушки лепили женщины и девочки, начиная с 7-8 лет. Занимались этим в свободное от сельских работ время - большей частью зимой и весной до покосов.

Яркая, жизнерадостная, решенная с предельной чёткостью в пластическом и цветовом отношениях, наивная (в самом высоком смысле этого слова) глиняная игрушка обладает волшебной способностью украшать наш быт, вносить тепло и радость в убранство жилища.

Глиняную игрушку находили археологи при раскопках наряду с глиняной посудой. Конечно, изготовление игрушки из глины было не главным промыслом, а попутным. Устанет мастер от основной работы, возьмёт кусок глины да и слепит что-нибудь этакое, какую-нибудь безделицу для своих детей или для себя забавы ради. Лишь позднее иг­рушки из глины стали предметом продажи. Их стали делать специально для весенних ярмарок, коротая долгие зимние вечера за изготовлением свистулек, гудков, коней, барынь, всадников и прочей игрушечной армии. Игрушками стали заниматься целые семьи, передавая секреты изготовления, заготовки и обжига глины от поколения к поколению. У каждого мастера вырабатывался свой стиль, своя манера лепки и оформления изделий.

Дымковская игрушка

Дымковская игрушка — один из русских народных глиняных художественных промыслов. Возник в заречной слободе Дымково, близ города Вятки (ныне на территории города Кирова).

Это один из самых старинных промыслов России, возникший в XV—XVI веках.

Когда-то давно изготовление глиняных игрушек в слободе Дымково Вятского края было ремеслом семейным. Люди целыми семьями добывали и месили глину, руками толкли и растирали, применяя краскотерки, комовой мел, весь период с осени по весну занимались лепкой, сушкой и обжигом своих творений. По мере приближения дня ярмарки, именуемой «Свистуньей-свистопляской», приходившегося после Пасхи на четвёртую субботу, готовые игрушки белили мелом, который разводили снятым коровьим молоком, после чего окрашивали яичными красками, украшая пятнами золотистой потали. Самобытный красочный товар местное население на лодках привозило на праздник в город Вятку, даря радость своего искусства взрослым и детям.

Ярмарка являлась продолжением поминовения жителей Великого Устюга и Хлынова, сложивших свои головы в битве, вошедшей в историю Вятки под названием Хлыновское побоище, в котором «своя своих не познаша». В честь погибших и в память о трагической битве у Раздерихинского оврага был сооружен поминальный крест, а затем возведена часовня.

Разгульное ярмарочное веселье продолжалось три дня, и все дни жители Вятки, от мала до велика, свистели в глиняные свистульки. Некогда оказавшийся свидетелем сего праздника вятский писатель Лебедев В.В. в своих воспоминаниях сравнивал поход среди свистящей на площади толпы с ощущением, что «идешь по воздуху». Описывая людей, Лебедев обращал особое внимание на смеющиеся и в чем-то дерзкие лица вятичей.

К сожалению, ныне этот праздник давно уже канул в Лету, просуществовав лишь до двадцатых годов минувшего века, а вот промысел жив и поныне. В позапрошлом веке в Дымковской слободе жили и творили от 30 до 50-ти семей игрушечников. Годами, веками складывались семейные династии промысла, представленные Пенкиными, Никулиными, Кошкиными и многими другими известными фамилиями. Каждая династия строго следовала своим, присущем только ей, традиционным особенностям ремесла. Игрушки различались по форме, пропорциям, цветовой гамме и орнаменту. В эти времена Дымковская игрушка являла собой отдельные фигурки, изображавшие животных, птиц, людей, а также самые разнообразные свистульки. Все они несли в себе древние образы человеческих представлений об окружающем мире.

 

Ковровская игрушка

Ковровская игрушка родилась во Владимирской области (Ковровский уезд) на берегах реки Клязьмы, богатой месторождениями уникального природного материала - красной и голубой глины, где широко развивался гончарный промысел. Наряду с глиняной посудой мастера изготавливали традиционные фигурки - свистульки животных, птиц и зверей. Изделия мастеров-игрушечников отображали простолюдинов и многообразные сценки их русского быта, а также персонажи русских сказок.

Во второй половине XIX века с расширением торговли и развитием технического прогресса гончарный промысел получил новое развитие. Основной акцент был сделан на производство посуды: готовые изделия из голубой глины покрывались суриком, а красная глина стала использоваться исключительно для выделки дна посуды. В дополнение к производству посуды небольшими партиями изготавливались игрушки, которые в ту пору не отличались высокими художественными достоинствами и предназначались для удовлетворения невзыскательных вкусов крестьян и городских мещан. Лишь спустя столетие, возникли условия для возрождения на Ковровской земле традиционного промысла в новом его качестве. Красочность, самобытность, тщательная проработка деталей и утонченная роспись ковровских игрушек дала им новую жизнь. В настоящее время она заслуженно встала в один ряд с лучшими художественными промыслами России.

Все эти игрушки - чудо творчества. И радуют они не только детей, но и взрослых, ибо напоминают об общечеловеческих ценностях, красоте, и дарят настоящую радость. Бабы, барыньки с косами и убранными головками, различными украшениями и всем облачением, исполненным большого смысла, который для современного человека растерялся на дорогах времени. Не просто глиняная игрушка, а целый образ народа, времени, глубинная мудрость перед нами в этой глиняной бабе с младенцем на руках.

Скромный ракурс - всего несколько цветов, штрихов, точек - народное искусство удивительно точно и лаконично в своих приемах, немногословно. Народная простота и правда - в непритязательных свистульках, птичках, поросятах. Держишь в руках такую игрушку и думаешь: как легко мы поддались на яркий, пустой чужеземный китч, променяли живую душу на машинную, разучились видеть в малом великое, в простоте - мудрость. Несмотря на то, что современная народная игрушка уже не отвечает своим первоначальным функциям, исчезла из игры детей, она остается ярким явлением декоративно-прикладного искусства, как общепризнанный сувенир и поныне служит украшением современного интерьера.

 

Каргопольская игрушка

Центром промысла северной игрушки Каргопольского района Архангельской области (Панфиловская волость Каргопольского уезда, Олонецкая губерния) была д. Гринево, где проживали мастера И.В. Дружинин и У.И. Бабкина. Игрушки каргопольских мастеров в большинстве своем были одиночными фигурками - женские фигуры, изображения животных, а самыми распространенными были свистульки - утушки. Фигуры людей по-крестьянски мощные, коренастые, а также стоящие подобно людям, на двух ногах олени, медведи, птицы - то ли сказочные персонажи, то ли изображения ряженых. Много женских фигур с ребенком на руках, с корзиной, с птицей, т.е. занятых хозяйственными заботами. На них одеты нарядные народные костюмы - широкие юбки, пышные сарафаны, разнообразные головные уборы, кофты с крупными налепными пуговицами. Обобщенность форм, четкий выразительный силуэт, крупная лаконичная роспись делают их монументальными, несмотря на небольшие размеры (10-15 см). Все образы полны большой жизненной силы и внутренней значительности, выглядят непринужденными и самоуверенными.

В ХХ веке промысел почти угас, но благодаря усилиям потомственного гончара Дружинина И.В. в 30-е годы прошлого столетия промысел возродился, игрушки попали в различные музеи.

Для Каргопольских игрушек характерна упрощенная форма, монументальность, обобщающая передача образа, добродушный юмор, чувство материала. Основа фигур белая, т. е. красочная роспись наносится по предварительно выбеленной поверхности фигур. В цветовой гамме глиняной игрушки Каргополя преобладают зеленый, голубой, красный, черные цвета.

Ранее использовались самодельные краски: мел, сажа, синька, а то и скобленая ржавчина, но они быстро стирались, поэтому красили лишь её "фасад" и наводили простой узор: точки, черточки, кресты, круги с крестом внутри, либо вписанные один в другой концентрические окружности с синей точкой в центре. Расписывалась игрушка по-разному: в мягких, приглушенных тонах, роспись узоров из вытянутых колец, крестов, гребешков коричневой, зеленовато-голубой, черной, красной красками, или - охрой и серебряной красками по черному фону. Белый цвет "сияющий белизной" сравнивался со светом, но не отраженным, а излучаемым изнутри, а потому забеленные юбки "бобок", символизирующие землю, плодородие, воспринимались как светоносные, лучезарные. Красный, "жаркий" цвет символизировал не только солнце, но и небесный огонь: солнце есть круг, наполненный огнем. Когда мастер считал нужным выделить какую-нибудь скульптурную деталь, он сознательно использовал блеклую окраску. Обычны краски в тройном соседстве - черная, красная, серебрянная. В сочетании черной с белой, а также с малиновой получилась новая яркая и радостная гамма. Как правило, рубашки у мужчин и кофты у женщин - зеленые, а брюки и юбки черные, иногда - красные.

Современные мастера используют при росписи темперу или гуашь на клею, но орнамент по традиции остается прежним - простой, стилизованный, напоминающий северную вышивку. Все детали имеют символическое значение: квадраты, треугольники, ромбы в разном расположении и сочетании означают то твердь земную, то небесную, символизируют распаханные и засеянные поля, заливные луга и даже указывают на сезоны, как считают некоторые специалисты. Геометрический белый или черный орнамент из кругов, прямых и косых крестов, полос, штрихов, овалов похож на древние солярные знаки. Круги, кольца и крестообразные изображения - это знаки солнца: круговые изображения символизировали дневной и годичный бег солнца вокруг «Матери сырой Земли», а крест напоминал, что светит оно на четыре «сторонушки» и все времена года зависят от него.

С культом солнца в славянской мифологии связывают коня и уточку: утром огнегривый конь возводил солнце на небосвод, а уточка прятала его на ночь в воду. Было еще представление о весеннем солнце в образе красивого юноши на белом коне - Яриле или по другим источникам Полкан - богатыре, полного сил и здоровья, который помогал людям хлеб растить и землю от врагов оберегать. Существовал обычай: на Ярилин день сажали на коня разъезжать по полям молодого, красивого юношу, чтобы хлеба были урожайными. Знаки плодородия земли - смыкающиеся скобки и дуги символизировали зерна и пашню. Глиняная баба в старинном наряде являла собой образ мира, а Каргопольские глиняные фигурки женщин с двумя птицами в руках. напоминают хорошо известный сюжет по старинной северо-русской вышивке, где в центре сложной композиции на тему «встреча весны» находится изображение богини урожая и благополучия обязательно с двумя птицами в руках.

В руках женских фигурок дети, блюда с яствами или птицы. "Тетерка" - это жертвенная птица, образец земного огня и небесного солнца, а птицы всегда считались в народе предвестницами тепла и весны, они щебетом своим прогоняли с земли силы тьмы, несли свет и радость на счастье людям. Именно поэтому большинство глиняных русских игрушек, тесно связанные с весенними обрядами, воспроизводило изображения птиц и делалось со свистком - "голосом". Разнообразны и необычны наряды Каргопольских барынь: у одной - в широкополой шляпе и горжетке на руках птица, сложенная крендельком; у другой - шляпа, украшенная птицей, это - целое гнездо; третья - в шляпе, похожей на цилиндр, держит на руках не только птицу, но и собаку. Есть барыня с ребенком, с корзинкой, с медвежонком, с вазой.

О роскошных шляпах простых северных баб мастерица Дружинина говорила: "Если лепят их с птицами- "тетерками", то "накладывают" на голову только широкую шляпу, которую расписывают, словно солнце: верх покрасят оранжево-красным, а на полях наведут полоски -- лучи" (женское изображение с головой, увенчанной "солнцем" - Пятницы, встречается и в местной "досельной" вышивке, и в ткачестве, сохранивших древние славянские образы). По народным поверьям, от Пятницы зависели обильные роды земли, она покровительствовала женскому рукоделию и супружеству, к ней деревенские девушки, в традиционных обрядах, обращались с мольбами о женихе. С детства воспитывали уважение к "матери сырой земли", в образе этой незатейливой игрушки.

Крестьянки и мужские фигуры изображались в повседневном труде: женщины несут корзину или блюдо с пирогами, нянчат детей, прядут, стирают белье, а мужчины - пахари, охотники, кузнецы, сеятели, кузнецы. Даже животные работают - козлы едут на санях, медведи работают в кузнице и др. Есть сюжеты на праздничную тему - бражники в лодке, гармонисты в лодке и в кресле, бородатый старик играет на балалайке, танцующая «кадриль» пара и стоящий в стороне гармонист. Фигурки лепились упрощенно, чтоб выделить главное, налепных деталей мало. Например, руки у женщин полукруглые, иногда сливаются с телом или положены на бедра, протянуты на встречу или воздеты к небу, они выполнены схематично и кисти рук непроработаны детально и даже не подчеркнуты орнаментально, их украшают лишь несколько поперечных мазков, и часто окрашены в зеленым или буро-красным цветом. Лицо тоже чаще является условным отображением, часто обнажена грудь, на шее у баб нарисованы бусы или мониста с подвесками подобие лучей. В убранстве юбки подчеркнут передник с плотным орнаментом.

Скульптурки животных лепятся обычно из одного куска глины. Коня отличают широко расставленные конические столбики ног, крутой изгиб сильной шеи, мощная грудь, маленькая голова со стоящими ушками. У лошади в упряжке есть уздечка и сбруя, а если она на воле, то на ее боках большие буро-красные круги и кресты (такая же роспись у коровы, оленя и спинах птиц), грива лошади пишется росчерком красных и черных линий, хвост - черными. Корову отличает широкая грудь, толстая шея, вытянутая морда и серповидные рожки, лося - крепкая шея, небольшая голова (морда вытянута вперед, рот приоткрыт) и ветвистые рога с небольшими ушками, оленя - ветвистые рога с небольшими выступами - отростками (олень в старославянской мифологии был олицетворением неба). В Каргопольских игрушках мастеров нашего времени, сохраняются ли традиционные предпочтения и каргопольские сюжеты, или появляются многофигурные современные композиции в особом исполнении, в игрушках по-прежнему остается тепло, уют и естественность, что подтверждает силу русского народного искусства.

Филимоновская игрушка

Необычайно красочна и фантастична народная глиняная игрушка из села Филимоново Тульской области (д. Филимоново Одоевского района). Филимоновские игрушки лепные (лепятся целиком из одного куска глины), традиционной формы, почти всегда со свистком (даже крупных размеров «бабы» держат под рукой птичку-свистульку), высота игрушек в основном колеблется от 5 до 20 см (отдельные выставочные экспонаты достигают 40 см). Сюжеты этих игрушек не так разнообразны, как дымковские, и ассортимент их довольно узок: женская фигура («баба», «барыня»), мужская фигура («солдат», «всадник»), медведь, баран, конь, олень, петух, собака, корова. В некоторых возможно есть влияние Дымковской игрушки (доярка, всадник, например), но ряд сюжетов сугубо филимоновские: собака с зеркалом, солдат с гусем, «любота» (возлюбленные).

Фигурки - свистульки имеют очень обобщенные, условные формы, просты по силуэту, отсутствуют мелкие детали и украшения, а отличительной особенностью этих необыкновенных игрушек является то, что все они как будто тянутся вверх своими длинными шеями. Это объясняется пластическими свойствами материала -- местной жирной глины «синики», требующей многократного заглаживания в процессе лепки; но в этом же их своеобразная привлекательность и неповторимость. При обжиге глина дает белую поверхность, на которую наносится цветная, очень яркая роспись с характерными ритмичными полосками. Сказочные кони с чрезмерно длинной шеей, фантастические коровушки, стройные барыни с уточками в руках, танцующие пары украшены простым традиционным орнаментом, но поражают фейерверком разнообразных ярких солнечных красок. Они очень декоративны в своем монументальном лаконизме и жизнерадостны благодаря солнечной росписи, состоящей из малиновых и зеленых или фиолетовых полос по желтому фону, всевозможные узоры хорошо подчеркивают объем и сочетаются с вытянутыми формами игрушек. Современная филимоновская игрушка, подобно Дымковской, востребована, являясь широко распространенным предметом коллекционирования и декоративного украшения.

Торжокская глиняная игрушка

Старинный русский город Торжок Тверской области. Что нам известно о нём? Первое, что приходит на ум, это золотное шитье. И немногие знают, что в Торжке для детишек делали глиняные игрушки. Игрушки, в основном это были свистульки, делались из местных красных глин, украшались «чешуйками» - налепами.

Искусство игрушечников было почти утрачено, но в 1975 году произошло второе рождение свитульки. Особая заслуга в деле создания торжокской игрушки принадлежит Галине Климовской, которая по записям, по воспоминаниям старых мастеров, по глиняному осколку, найденному археологами, по старым сохранившимся игрушкам сделала игрушку-образец. Так возродилось забытое в Торжке мастерство изготовления игрушки. Отличается Торжокская игрушка особой яркостью и многослойностью цветового решения, излюбленный сюжет – птицы-свистульки небольшого размера.

"Яркие, праздничные, словно усыпанные жемчугом, пичуги мастера-художника вызывают у Вас улыбку. «Петухи», «птицы», «собачки», которых лепят из оранжевой терракоты (глины) в цехе глиняной игрушки в городе Торжке популярны не только в тверском крае, но и далеко за его пределами.

Цех возник в Торжке в 1975 году совершенно неожиданно. Никогда прежде промысловой игрушки здесь не было. Лепили, говорят, гончары своим ребятишкам уточек, барашков, мужика с медведем, ту же свистульку, но заметного следа это занятие не оставило. Поиск народных умельцев-мастеров Торжка (ООО «Народные художественные промыслы») дал замечательные результаты. Родилась не имеющая себе подобных броская, яркая, как канарейка, декоративная свистулька: веселые петухи, фантастические птицы-павы, индюки, уточки, пеночки, зяблики, собачки.

Их лепят вручную разных видов, обжигают в электромуфельных печах и затем расписывают гуашью, разведенной на специальной эмульсии, которая сохраняет цвет и придает устойчивость краске. Торжокскими игрушечниками разработано более 70 видов изделий. Петухи из Торжка идут и за рубеж.

Существует красивая легенда о том, как появилась на свет первая торжокская игрушка... Итак, послушайте нашу сказку.

В давние-давние времена жили-были в Торжке Иван-гончар да Марья-искусница. Да была у них дочка маленькая Настенька. Однажды заболела малютка, тихо-тихо угасала. И захотелось Марьюшке порадовать дочку. Взяла она у мужа комочек глины и вылепила из него утушку-свистулечку: слышала она, что в старину люди беду отгоняли свистом. Когда Иван готовил к обжигу посуду, положила Марья в печь и свистульку. Звонко запела уточка после обжига, но была она какая-то грустная, не хватало ей ярких красок. И тогда Марьюшка взяла краски (белую, красную, зеленую, желтую да черную) и разрисовала игрушку. Высохла краска, а утром проснулась Настенька и увидела матушкин подарок. Обрадовалась малышка, стала играть с уточкой, свистом прогнала болезнь. Вскорости девочка поправилась, а в городе прошел слух про чудесные свойства Марьюшкиной игрушки. И пошли люди к ней сначала с просьбой, чтобы сделала она для них чудо-уточку, а потом, чтобы и их научила творить чудеса.



Тапки
"Сладкая парочка"

Волк Евгений

Волк Юджин

Мышка Бусинка

Броши
"Котята в тапочках"

Малышарики

Брошь
"Французский бульдог"

Енот
Печенька




Екатерина Шевелёва © 2018
0
Текущий пользователь: Гость
Конструктор сайтов - uCoz