Какие изделия Вы хотели бы видеть в моей мастерской?


 

История лепки из солёного теста (тестопластики)

Удивительно пластичным и, наверное, самым экологически чистым материалом для лепки является обычное солёное тесто.

Мне хочется отметить, что рецепт моего солёного теста очень простой. В него входят мука, соль и немного воды. Некоторые рукодельницы добавляют глицерин, клей ПВА, обойный клей. Я этого не добавляю!

История возникновения солёного теста (мукосола) уходит в далёкие средние века, в эпоху, когда впервые люди познакомились с ветряными мельницами и доменными печами. Лепёшки из муки, раскалённые на камнях и высушенные до чёрствости навели на мысль об изготовлении декоративных изделий.

"Дарю вам мукосол, чтобы были хлеб да соль, чтобы было в доме изобилие", - так говорили в праздники в северных русских деревнях, даря произведения из солёного теста. Мукосол - это не только забавные фигурки из солёного теста на холсте или в самостоятельной композиции, это обереги наших домов еще с дохристианских времен. Считалось, что любая такая поделка, находящаяся в доме - символ богатства, благополучия и достатка в семье. А богатым считался тот дом, в котором всегда были хлеб да соль, то есть хлебосольный. Поэтому и традиция дарить и делать такие фигурки получила название хлебосол.

Изначально, выполнение запечённых фигурок из теста имело религиозный, культовый характер. «Божки» из народных сказаний создавались для преклонения у древних цивилизаций: греков, египтян, римлян. Для них это были не просто красивые безделушки. По их верованиям, такие фигурки олицетворяли связь с божествами, приносили в дом благополучие и удачу, были наделены магической силой.

Культовые фигурки из муки использовались на Гималаях при жертвоприношении. Жители островов использовали специальные деревянные культовые формы и замешивали тесто на ячменной муке.

Хлебные венки с оригинальным орнаментом издавна выпекались в Греции, тут же используют их для украшения алтаря Богоматери.

У древних индейских племён фигурки из муки связываются с мистическими и оккультными знаками.

Италия в средние века славилась поистине удивительными мастерами, которые пекли такие великолепные фигурные хлеба, что купцы со всей Европы покупали их, чтобы по возвращении в свои родные страны дорого продать.

Китайские первые марионетки (17 век) выполнялись из теста и занимали чуть ли не первое место в культурном развитии страны.

В германских и скандинавских странах в 19 веке на Рождество и Пасху дарились сувениры из солёного теста: венки, медальоны, подковы на дверь или окно, кольца. По поверьям, всех, кому были предназначены такие декоративные подарки, ждала удача, добротность и благоденствие.

А вот картины (панно) из теста больше всего изготавливали в Восточной Европе.

Что интересно, все народы славянского происхождения оставляли панно не раскрашенным, естественного цвета выпечки. А вот эквадорские поделки, являющиеся народным промыслом номер один, во все времена были ярко окрашены.

Во время Первой мировой войны, а также в первые годы после неё изготовление фигурок из солёного теста было невозможно, так как не хватало соли. Искусство создания фигурок из солёного теста вскоре было утеряно.
Около 20 лет тому назад это древнее народное искусство было возрождено, но потеряло ритуальный смысл. Главное отличие современных изделий в том, что они раскрашены - изделие выглядит керамическим.

Еще наши прабабушки лепили из него фигурки различных животных и птичек.

Но прежде чем превратиться в детские игрушки, фигурки из теста имели обрядовое значение. Издавна известны обряды, связанные с зерном и хлебом, традиционные для народов России, Украины, Беларуси, Польши, Болгарии, Чехии.

В соответствии с этими обрядами весной, перед прилётом птиц, выпекались фигурные изделия из теста, чаще всего имеющие вид стилизованной птицы. Фигурки назывались «жаворонками» - символами начала весны, радости и ликования.

На Руси фигурки из солёного теста делали всегда. Причём в каждой губернии лепили что-то своё. Например,в Центральной России и Сибири – коровок, в Архангельске – козулей. Они были символами урожайного года. К тому же наши предки считали, что если напечь много животных из теста, то родится много домашнего скота и в лесах размножится дичь. Пекли фигурки из теста на коляду. Делали несколько овец или коров, символизировавших целое стадо, и голубя – символ урожая, ведь где птица, там и зерно. Позднее, стали популярны баранки, связанные с обрядами прославления зерна и хлеба.

Мукосол - старинный промысел, старинный архангельский промысел, которому как минимум четыре сотни лет. Он то угасал, то возрождался в новых традициях. Иногда его называют тестопластикой, архангельской керамикой или биокерамикой, поскольку все фигурки изготавливаются из натуральных материалов. Это со временем фигурки из солёного теста стали раскрашивать и даже покрывать лаком, а много лет назад они были практически съедобными.
Жёны поморов давали фигурки из солёного теста своим мужьям, отправлявшимся рыбачить. Эти забавные игрушки согревали душу морякам, да и спасали не раз от голода. Бывали неудачные походы, когда кончалась еда, и тогда на помощь приходили фигурки из солёного теста.

На Украине такие изделия из теста изготавливались не только для весенних обрядов, но и для зимних праздников, а также свадеб. Фигурки дарили вместе с пожеланиями здоровья, благополучия, богатства и удачи.
Искусство изготовления изделий из теста не умерло и сегодня, а экологически чистые сувениры, сделанные своими руками, пользуются большим спросом.

Необходимо отметить, что изделия из солёного теста довольно тяжёлые (плотные), что не позволяет создавать композиции крупных размеров.

А знаете ли вы, для чего начали добавлять в муку при замесе такое большое количество соли? Ответ прост: так оберегали поделки от назойливых грызунов и насекомых.

Несколько слов "ЗА" солёное тесто:

* Любое изделие из солёного теста, находящееся в доме, - символ богатства и благополучия в семье: и хлеб с солью будут всегда на столе.

* Красивые вещи из солёного теста - разные фигурки, картины, панно - украшают помещение, создают уют, способствуют отдыху.

* Долговечность и прочность изделий. С ними можно даже играть, не боясь, что они потеряют свою форму или сломаются! Проверено на своём 4-х летнем сынульке!

* Низкая цена готового изделия. Вы платите деньги, в основном, за мой труд, себестоимость материалов незначительная!



Поросёнок Моника

Магнит
"Ёжик в тумане"

Лисички
Мандаринки

Композиция "Кот
Котофеевич и Лиса
Патрикеевна"




Екатерина Шевелёва © 2018
0
Текущий пользователь: Гость
Конструктор сайтов - uCoz